Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею...

Одним из великих божеств Ригведы является богиня зари Ушас (санскр. उषस्; uṣas «заря»), наряду с другими богинями рассвета как балтийская Аушрине, греческая Эос, римская Аврора, , германская Эостре, Ушас воспринимается как воплощение женской красоты и зрелости:
5. Вот, словно прекрасная женщина,
Приближается Ушас, доставляя наслаждение.
Она идет, пробуждая род двуногих,
По е° велению взлетают птицы.
6. (Та,) что побуждает к встречам, побуждает людей,
занятых делом,
Словно по следу (мужчин) идет, сладострастная.
Птицы не устают летать,
Когда ты загораешься, о щедрая наградами.
Что перекликается с идеей о троичности Великой Богини и первой ее ипостасью – молодой женщиной. Ушас посвящено 20 гимнов «Ригведы» - она дарует мастерство, наставляет, вдохновляет певца. Ушас производит на свет солнце, что намекает на ее начальную функцию Девы Творения. Появляется с лучами солнца, состязается с Суръей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи, сменяя её. Ушас прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает, что позволяет ассоциировать ее с богиней путей и миграции. Сама Ушас живёт в твердыне на горе. Ушас – дарительница солнечного света, к ней взывают о доброй погоде, в первой мандале Ригведы она упоминается 73 раза.
Следующей ведической богиней, упомянутой в Ригведе является Адити – мать Адитьев, воплощение женского плодородия. Ригведа описывает ее так:
10. Адити - небо, Адити - воздушное пространство,
Адити - мать, она - отец, она - сын.
Все-Боги - Адити, Адити - пять родов (людей),
Адити - то, что рождено, Адити - то, что должно родиться.
19. Мать богов, лик Адити,
Знамя жертвы, высокая (богиня), - воссияй!
Зажгись, оказывая честь нашей молитве!
Укорени нас в роде (людском), о обладающая всем желанным!
Тут в полной мере показаны ее функции, ее всеобъемлющая сила – сила жизни. Это вполне соотносится с функциями, которые мы могли наблюдать в трактовке археологических памятников культур Сескло и Винча. Так же ее легко соотнести с другими индоевропейскими богинями плодородия, соответствующими «второй ипостаси» богини – матери. Адитьи называют Матерью Богов, что ставит ее на уровень выше в иерархии мифологии. Даже при том, что она не выступает в роли деятеля, к ней призывают как к защитнице, подательнице даров, в частности плодородия. В первой мандале Ригведы она упоминается 16 раз. Её изображения почти всегда связаны с фонтанами, водопадами и другими водными течениями – яркие символы жизни, дающие поддержку. Её живот обычно выдаётся, она выглядит беременной; в более ранних скульптурах, Её торс был изображён фактически как горшок – символ богатства и избытка. Такой способ изображения можно соотнести с неолитическими изображениями богини-роженицы, вполне возможно, что она является ее продолжением в мифе. Ее древность и предвечность намекает и на древние корни культа, которые стоит искать на родине индоевропейцев, в древних аграрных цивилизациях Европы.